Top.Mail.Ru

В автосервисе раскрыли, как с помощью листа бумаги выявить 7 неисправностей двигателя

Елена Липеева, 25.04.2025 05:24

Диагностика по выхлопу, фото: njcar.ru

Компьютерная диагностика - безусловно, полезный инструмент. Но это не единственный способ понять, всё ли в порядке с мотором. Владелец сети автосервисов рассказал в интервью порталу njcar.ru, как самостоятельно без всякого оборудования определить неисправности двигателя. Всё, что вам потребуется - обычный лист белой бумаги и немного внимания.

Первым делом необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры. Дело в том, что поведение мотора на холодную существенно отличается от его работы в штатном режиме, и любая проверка до прогрева рискует дать искажённую картину. Обычно достаточно 10-15 минут езды - ориентироваться можно по температуре охлаждающей жидкости: показатель должен подняться до отметки 70-90 градусов.

После прогрева возьмите чистый лист плотной белой бумаги для принтеров и аккуратно поднесите его к выхлопной трубе. Если лист не просто колышется, а втягивается обратно к трубе, значит, выхлоп идёт нестабильно. Такое поведение - повод насторожиться. Это может указывать на перебои в работе клапанов, засор катализатора, сбои в системе EGR (которая отвечает за возврат части отработанных газов обратно в цилиндры), либо на неисправности в газораспределительном механизме.

При исправной работе двигателя лист бумаги, поднесённый к выхлопной трубе, должен демонстрировать лишь незначительные, плавные колебания. Отсутствие резких движений свидетельствует о стабильной подаче топлива и корректной работе системы зажигания. Если же бумага начинает дёргаться, втягиваться обратно или двигаться хаотично, это может указывать на перебои в работе одного или нескольких цилиндров. В подобной ситуации целесообразно провести проверку свечей зажигания и катушек.

Спустя несколько минут после начала тестирования необходимо визуально оценить состояние самого листа. При нормальной работе двигателя он должен остаться практически чистым, допускается лёгкий конденсат или незначительные следы сажи. Однако появление масляных пятен, особенно с коричневатым оттенком, является тревожным признаком. Такие следы могут свидетельствовать о проникновении моторного масла в выхлопную систему, что, как правило, связано с износом цилиндропоршневой группы.

Следует отметить, что в двигателях, оснащённых турбонаддувом, присутствие масла в выхлопе при работе под нагрузкой возможно и при исправном состоянии агрегата. Однако в режиме холостого хода такие следы недопустимы и требуют дополнительной диагностики.

Особую настороженность должны вызывать прозрачные, жирные пятна, остающиеся на бумаге. Их наличие может свидетельствовать о попадании охлаждающей жидкости в систему выхлопа. Как правило, причиной является нарушение герметичности прокладки головки блока цилиндров. Сопутствующим симптомом может быть образование белого пара из выхлопной трубы. Подобная неисправность представляет серьёзную угрозу для двигателя, поскольку антифриз, попадая в картер, разжижает масло, снижая его смазывающие свойства и ускоряя износ деталей.