В ГАИ разъяснили, надо ли ждать, пока пешеход перейдет дорогу, или можно ехать сразу
Пешеходный переход, фото: njcar.ru
На узких пешеходных переходах проблем, как правило, не возникает: водитель терпеливо ожидает, пока пешеход пересечёт дорогу, и только после этого продолжает движение. Однако ситуация на широких переходах, охватывающих несколько полос, куда сложнее. Тут возникает животрепещущий вопрос: можно ли тронуться с места, если пешеход ещё не достиг противоположного края или только вступил на зебру с противоположной стороны улицы? Это вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа, если не учитывать разъяснений, предоставленных Верховным Судом.
Начнём с того, какое наказание грозит водителю за несоблюдение правил обеспечения приоритета пешеходу. Согласно статье 12.18 КоАП, штраф варьируется от 1500 до 2500 рублей. Но размер штрафа зависит от множества факторов: во-первых, учитывается, совершено ли нарушение впервые, и, во-вторых, играет роль история нарушений конкретного водителя. В большинстве случаев первый штраф будет минимальным, но, если нарушение повторится в течение года, сумма штрафа может значительно увеличиться.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Правилами дорожного движения, водителю не нужно пропускать пешеходов на всем протяжении перехода. Вместо этого, от него требуется лишь "уступить дорогу". Это понятие обладает чётким юридическим значением, и именно на нём основывается объяснение Верховного Суда по вопросу: можно ли начинать движение, если пешеход уже прошёл часть перехода, или же нужно ожидать, пока он полностью его пересечёт.
"Уступить дорогу" не означает обязательную остановку, эта формулировка лишь предписывает водителю воздерживаться от начала движения или манёвра, если его действия могут заставить других участников дорожного движения, обладающих приоритетом, изменить траекторию или замедлить скорость.
Из этого вытекает, что каждый случай требует тщательного анализа, в котором следует опираться не на догадки, а на реальную картину. Если пешеход ещё идет по зебре, но его траектория движения не была изменена вмешательством водителя, то есть пешеходу не пришлось ускорять шаг или изменять направление движения - это не может считаться нарушением.
Дело в том, что пешеходы - это не единый объект, а разнородная группа людей с разными реакциями и поведением. Водителю предстоит внимательно следить за каждым человеком на переходе. Начинать движение можно только в том случае, если его действия не спровоцируют у пешехода чувство страха, не вынудят его отступить назад или изменить траекторию. Иначе поведение водителя может быть воспринято как нарушение, исходя из строгой трактовки требования "уступить дорогу" в ПДД, что неминуемо приведёт к наложению штрафа.
Авто новости:
![]() |
27
04
2025
Юрист раскрыл, за сколько метров надо тормозить перед камерой ГАИ, чтобы не получить штрафМножество водителей уверены, что, немного притормозив перед камерой, они смогут избежать наказания. Однако такие попытки становятся всё более неэффективными. |
![]() |
27
04
2025
Инспектор ГАИ начинает копаться в багажнике автомобиля: вот что надо сказать и уехатьОстановки ГАИ могут стать настоящим кошмаром, особенно когда инспекторы находят запрещённые предметы, о которых водитель и не догадывался. |
![]() |
27
04
2025
Юрист раскрыл, что сказать водителю, если ГАИ настоятельно требует бумажный полис ОСАГООбычная проверка документов может неожиданно привести к неприятным последствиям, если водитель не в курсе всех нюансов, касающихся ОСАГО. По закону, полис должен быть при себе и предоставлен инспектору по его требованию. |
Все новости |
Отзывы владельцев:
Skoda Karoq
На покупку Skoda Karoq настроился давно. Еще полтора года назад ездил на этом автомобиле в Германии....
Kia Seltos
Привет народ! Спешу рассказать о своем новом Kia Seltos, который забрал из салона 10 дней назад. Сро...
Toyota Sequoia
Привет! Если вы задумывались о покупке Toyota Sequoia, но ничего толком не знаете про эту машину, по...
Toyota RAV4
Приветствую! Хочу поделиться впечатлениями о новом Toyota RAV4 2019 образца 2019 года. До этого отка...